Уважаемые друзья!
С негодованием констатирую факт недобросовестного присвоения и намеренного замалчивания заграницей достижений отечественной науки и культуры.
Мы придаём своему творчеству, своим открытиям и изобретениям некую значимость и признаём их за достижения культуры, науки и техники тогда, когда распоследний зарубежный пацак, через не могу и не хочу, выдавит из себя «Ку». Тут мы кидаемся искать виновника торжества, и если он ещё не почил, что случается крайне редко, начинаем хвалить и ругать его одновременно. Хвалить, чтобы пацаки не подумали, что мы не заметили и не оценили вклад нашего соотечественника в развитие человечества, - ругать, чтобы он не подумал, что мы заметили и оценили его вклад в развитие человечества. Мы всё еще смотрим на заграницу и примеряем её поношенные панталоны, которые стоит вывернуть наизнанку, как тут же обнаружится запись «Сделано в России».
Будь российский человек столь же рьян в стяжательстве славы как представители иных европейских стран во главе с США, Менделееву хватило бы и десятой доли сделанных им открытий и изобретений без учёта Периодического закона и Периодической системы, чтобы прославиться на весь мир. Ежели он получил всемирную известность благодаря открытому им Периодическому закону и созданной им Периодической системы, то лишь потому, что, как я уже говорил ранее, последний зарубежный пацак, через не могу и не хочу выдавил из себя «Ку». Менделеев был одним из величайших учёных, вклад которых в развитие человечества имеет непреходящее значение. Будь он гражданином какой-либо другой страны и сотвори десятую часть из того, что сделал в России, его звезда взошла бы там так высоко и горела бы так ярко и так долго (таков эффект разряженной талантами атмосферы), что в её лучах грелись бы десятки, сотни поколений соотечественников.
У нас не то, у нас не протолкнуться. Отсюда и беспечность, грозящая нам гибелью. Всех открытий и изобретений, сделанных нами, здесь не перечесть. Поэтому ограничусь указанием некоторых из их авторов:
Астарков Иван Иванович
Бутлеров Александр Михайлович
Кондратюк Юрий Васильевич
Королёв Сергей Павлович
Ладыгин Александр Николаевич
Менделеев Дмитрий Иванович
Можайский Александр Фёдорович
Морозов Николай Иванович
Ползунов Иван Иванович
Сеченов Иван Михайлович
Тимирьязев Клемент Аркадьевич
Циолковский Константин Эдуардович
Чижевский Александр Леонидович
Яблочков Павел Николаевич
И так далее, и так прочее.
А сколько у нас замечательных писателей и поэтов мировой величины:
Гоголь Николай Васильевич
Достоевский Фёдр Михайлович
Лермонтов Юрий Михайлович
Некрасов Николай Алексеевич
Пушкин Александр Сергеевич
Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович
Тургенев Иван Сергеевич
Чехов Антон Павлович
Толстой Лев Николаевич
И так далее, и так прочее.
Многих ли из них знает российский народ? Разумеется нет. Гораздо меньше тех, кто знает какой вклад они внесли в развитие человечества. Значительно меньше о них знают за рубежом. Ещё меньше там знают об их вкладе в развитие человечества. За рубежом, кроме узкого круга специалистов, да и то преимущественно промышляющих поиском незапатентованных достижений россиян, они ни кому не известны. Но даже это малое они стараются всячески принизить, дабы возвысить свои, а если можно, то и прямо присвоить себе первенство в том, или ином достижении, как это имеет место быть с изобретением поровой машины Ползунова, радио – Попова, открытия закона сохранения энергии – Ломоносова, изготовления и успешного испытания аэроплана-самолёта – Можайского и т.д. Единственно где им не удаётся присвоить себе лавры первенства, так это в покорении космоса, поскольку оно было нами продемонстрировано на весь мир. Но и здесь они остаются верными себе, всячески замалчивая наши заслуги в этом деле. А когда мы напоминаем им об этом они морщатся.
Мы так далеко оторвались от своих корней и настолько доверились иностранщине, что с большою охотою перенимаем всякую их теорию и практику, а потом чешем расшибленные лбы, хотя, изначально, то же самое, но гораздо лучшего качества, имеем у себя. Отсюда и пренебрежительное отношение к нам со стороны иностранцев. Этому следует положить конец. Мы должны громко и твёрдо заявить о себе и своих достижениях в истории развития человечества, ибо никто не будет нас уважать, если мы сами себя не уважаем. Уважение ко всякому народу прямо пропорционально его самоуважению. Нельзя требовать от других, чтобы они уважали тебя больше, чем ты сам уважаешь себя.
Используя отечественные достижения мы могли бы избежать множество ошибок и избавится от большинства бед и страданий, вызванных следованием всему заграничному, а молодому поколению привить гордость за свой народ, за свою страну, и, тем самым, придать ему уверенность в себя.
Со своей стороны, дабы не быть голословным, привожу сравнение некоторых высказываний основоположников марксизма и основоположников народничества по ряду вопросов, имеющих научную значимость. Это тем более необходимо, что не только в прошлом, но и в настоящем, бездумное увлечение марксизмом, в смысле некритического перенесения его положений на российскую почву, дорого стоило, до сих пор стоит, и будет стоить нам, коли мы продолжим питаться искусственным марксизмом взамен естественного народничества.
Примат высказываний основоположников народничества
над высказываниями основоположников марксизма
1. О диалектике Гегеля
Сказанное Марксом в Послесловии ко второму немецкому изданию первого тома «Капитала»:
«У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо её поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Избр. Соч. В 9-ти томах. Т.7, стр.17)
относится к январю 1873 года.
В годы советской власти это марксово выражение преподносилось в качестве великого открытия марксизма, в то время как у основоположников народничества есть куда более точные и ёмкие высказывания о диалектике Гегеля, сделанные ими значительно раньше основоположников марксизма.
«Философия Гегеля, - писал Герцен, - алгебра революции. Она необыкновенно освобождает человека и не оставляет камня на камне от мира христианского, от мира преданий, переживших себя. Но она, может с намерением, дурно формирована» (Журнал «Полярная звезда» за 1855 год).
Позднее эта работа Герцена, где содержится данное его высказывание, была помещена им в четвёртую часть своей книги «Былое и думы», вышедшей в свет в восьми частях с 1861 по 1866 годы, по которой, кстати говоря, Маркс учился русскому языку. В данном случае сказанное Герценом приведено мной из: А.И. Герцен. Былое и думы. Т.2.Ч.4-5. М.: Художественная литература. 1973 г., стр. 17.
2. Об объективной возможности и научной обоснованности перехода России
от царизма к социализму минуя капиталистическую стадию развития
Начиная с конца 60-х годов XIX века Маркс и Энгельс, после вынужденного знакомства с творчеством основоположников народничества, обусловленного победоносным шествием основных положений последнего не только в России, но и за её пределами, - гибель при жизни Маркса и Энгельса I Интернационала, действовавшего под знаменем марксизма, тому свидетельство, - раз за разом приводили свои прежние взгляды и убеждения в соответствие с новыми взглядами и убеждениями, выработанными ими в результате знакомства с теорией и практикой народничества.
К числу наиболее значимых работ, в которых Маркс и Энгельс выразили своё понимание необходимости, и возможности строительства социализма в России минуя капитализм относятся:
а) письмо в редакцию «Отечественных записок», написанное Марксом в 1877 г.;
б) наброски ответа на письмо В.И. Засулич и само письмо к ней, написанные Марксом в 1881 г.;
в) предисловие ко второму русскому изданию «Манифеста коммунистической партии», написанное Марксом и Энгельсом в 1882 г.;
г) «О социальном вопросе в России», написанное Энгельсом в 1875 г., и, в особенности, в Послесловие к нему, написанное Энгельсом в 1894 г.
Здесь же я приведу выдержку лишь из двух из них: 1. Письмо в редакцию «Отечественных записок», написанное Марксом в 1877 г.; 2. Предисловие ко второму русскому изданию «Манифеста коммунистической партии», написанное Марксом и Энгельсом в 1882 г.
В письме в редакцию «Отечественных записок» Маркс писал:
«В послесловии ко второму немецкому изданию “Капитала”, - которое автору статьи о г-не Жуковском известно, так как он его цитирует,- я говорю о “великом русском ученом и критике” (Н.Г. Чернышевском - В.К.) с высоким уважением, какого он заслуживает. Этот ученый в своих замечательных статьях исследовал вопрос - должна ли Россия, как того хотят ее либеральные экономисты, начать с разрушения сельской общины, чтобы перейти к капиталистическому строю, или же, наоборот, она может, не испытав мук этого строя, завладеть всеми его плодами, развивая свои собственные исторические данные. Он высказывается в смысле этого последнего решения. И мой почтенный критик (Михайловский - В.К.) имел по меньшей мере столько же оснований заключить из моего уважения к этому “великому русскому ученому и критику”, что я разделяю взгляды последнего на этот вопрос, как из моей полемики против “беллетриста” и панслависта (А. Герцена - В.К.) сделать вывод, что я эти взгляды отвергаю.
Впрочем, так как я не люблю оставлять “места для догадок”, я выскажусь без обиняков. Чтобы иметь возможность со знанием дела судить об экономическом развитии России, я изучил русский язык и затем в течение долгих лет изучал официальные и другие издания, имеющие отношение к этому предмету. Я пришёл к такому выводу. Если Россия будет продолжать идти по тому пути, по которому она следовала с 1861 г., то она упустит наилучший случай, который история когда-либо предоставляла какому-либо народу, и испытает все роковые злоключения капиталистического строя» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Изд. 2-е, т.19, стр. 116-119)
Далее разбирая двадцать четвёртую главу первого тома «Капитала» Маркс продолжает в письме:
«Итак что же мог извлечь мой критик (Михайловский - В.К.) из этого исторического очерка в применении к России? Только следующее. Если Россия имеет тенденцию стать капиталистической нацией по образцу наций Западной Европы,- а за последние годы она немало потрудилась в этом направлении,- она не достигнет этого, не превратив предварительно значительной части своих крестьян в пролетариев; а после этого, уже очутившись в лоне капиталистического строя, она будет подчинена его неумолимым законам, как и прочие нечестивые народы. Вот и все. Но этого моему критику (Михайловскому - В.К.) слишком мало, ему непременно нужно превратить мой исторический очерк возникновения капитализма в Западной Европе в историко-философскую теорию о всеобщем пути, по которому роковым образом обречены идти все народы, каковы бы ни были исторические условия, в которых они оказываются, - для того, чтобы прийти в конечном счете к той экономической формации, которая обеспечивает вместе с величайшим расцветом производительных сил общественного труда и наиболее полное развитие человека. Но я прошу у него (Михайловского - В.К.) извинения. Это было бы одновременно и слишком лестно и слишком постыдно для меня» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Изд. 2-е, т. 19, стр. 120).
В предисловии ко второму русскому изданию «Манифеста коммунистической партии» Маркс и Энгельс писали:
«Перейдём к России! Во время революции 1848-1849 гг. не только европейские монархи, но и европейские буржуа видели в русском вмешательстве единственное спасение против пролетариата, который только что начал пробуждаться. Царя провозгласили главой европейской реакции. Теперь он - содержащийся в Гатчине военнопленный революции, и Россия представляет собой передовой отряд революционного движения в Европе.
Задачей «Коммунистического манифеста» было провозгласить неизбежно предстоящую гибель современной буржуазной собственности. Но рядом с быстро развивающейся капиталистической горячкой и только теперь образующейся буржуазной земельной собственностью мы находим в России большую половину земли в общинном владении крестьян. Спрашивается теперь: может ли русская община (в оригинале русское слово, написанное латинскими буквами - Ред.) - эта, правда, сильно уже разрушенная форма первобытного общего владения землей - непосредственно перейти в высшую, коммунистическую форму общего владения? Или, напротив, она должна пережить сначала тот же процесс разложения, который присущ историческому развитию Запада?
Единственно возможный в настоящее время ответ на этот вопрос заключается в следующем. Если русская революция послужит сигналом пролетарской революции на Западе, так что обе они дополнят друг друга, то современная русская общинная собственность на землю может явиться исходным пунктом коммунистического развития» (К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч. Изд. 2-е. Т.19, стр. 305).
Так говорили Маркс и Энгельс после знакомства с трудами основоположников народничества. Нелишне напомнить, что с этой целью, чтобы иметь возможность со знанием дел судить об экономическом развитии России, Маркс, по его признанию, изучил русский язык и затем в течение долгих лет изучал официальные и другие издания, имеющие отношение к этому предмету. Особо отмечу, что одним из «учебников», по которым Маркс изучал русский язык, было произведение Герцена «Былое и думы».
А вот что говорили основоположники народничества в защиту социально-экономического преобразования царской России в Россию социалистическую, минуя капиталистическую стадию развития, задолго до того, как основоположники марксизма начали сдавать свою позицию, заключавшуюся в неизбежности становления капитализма во всех докапиталистических странах. Но сначала, дабы не быть голословным, приведу сказанное на сей счёт Марксом в первом томе «Капитала»:
«Предметом моего исследования в настоящей работе является капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена. Классической страной этого способа производства является до сих пор Англия. В этом причина, почему она служит главной иллюстрацией для моих теоретических выводов. Но если немецкий читатель станет фарисейски пожимать плечами но поводу условий, в которые поставлены английские промышленные и сельскохозяйственные рабочие, или вздумает оптимистически успокаивать себя тем, что в Германии дело обстоит далеко не так плохо/то я должен буду заметить ему: De te fa-bula narratur! [He твоя ли история это!].
Дело здесь, само по себе, не в более или менее высокой ступени развития тех общественных антагонизмов, которые вытекают из естественных законов капиталистического производства. Дело в самих этих законах, в этих тенденциях, действующих и осуществляющихся с железной необходимостью. Страна, промышленно более развитая, показывает менее развитой стране лишь картину её собственного будущего…
Всякая нация может и должна учиться у других. Общество, если даже оно напало па след естественного закона своего развития, – а конечной целью моего сочинения является открытие экономического закона движения современного общества, – не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами. Но оно может сократить и смягчить муки родов…
Я смотрю на развитие экономической общественной формации: как на естественноисторический процесс», - писал К.Маркс в Предисловии к первому тому «Капитала» (Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч. В 9-ти тт. Т.7, стр. 6, 7-8, 8).
Иначе думали и считали основоположники народничества. Проанализировав теорию и практику строительства капитализма в западноевропейских странах они пришли к твёрдому убеждению, во-первых, в порочности капитализма в не меньшей, а то и в большей степени, нежели царизм, во-вторых, в наличии объективной возможности и научной обоснованности перехода России от царизма к социализму, минуя капиталистическую стадию развития. Залогом успешности данного мероприятия они считали повсеместно сохранившуюся в России общинную форму земледелия. Исходя из этого, Герцен ещё в 1849 году писал:
«Русская сельская община существует с незапамятного времени, и довольно схожие формы ее можно найти у всех славянских племен. Там, где её нет, - она пала под германским влиянием. У сербов, болгар и черногорцев она сохранилась в еще более чистом виде, чем в России. Сельская община представляет собой, так сказать, общественную единицу, нравственную личность; государству никогда не следовало посягать на нее; община является собственником и объектом обложения; она ответственна за всех и каждого в отдельности, а потому автономна во всем, что касается её внутренних дел.
Её экономический принцип - полная противополож¬ность знаменитому положению Мальтюса (Мальтуса – В.К.): она предоставляет каждому без исключения место за своим столом. Земля принадлежит общине, а не отдельным её членам; последние же обладают неотъемлемым правом иметь столько земли, сколько её имеет каждый другой член той же общины; эта земля предоставлена ему в пожизненное владение; он не может да и не имеет надобности передавать её по наследству. Его сын, едва он достигает совершеннолетия, приобретает право, даже при жизни своего отца, потребовать от общины земель¬ный надел. Если у отца много детей - тем лучше, ибо они получают от общины соответственно больший участок земли; по смерти же каждого из членов семьи земля опять переходит к общине.
Часто случается, что глубокие старики возвращают свою землю и тем самым приобретают право не платить податей. Крестьянин, покидающий на время свою общину, не теряет вследствие этого прав на землю; её можно отнять у него лишь в случае изгнания, а подобная мера может быть применена только при единодушном решении мирского схода. К этому средству однако община прибегает лишь в исключительных случаях. Наконец, крестьянин ещё тогда теряет это право, когда по собственному желанию он выходит из общины. В этом случае ему разрешается только взять с собой своё движимое имущество: лишь в редких случаях позволяют ему располагать своим домом или перенести его. Вследствие этого сельский пролетариат в России невозможен.
Каждый из владеющих землею в общине, то есть каждый совершеннолетний и обложенный податью, имеет голос в делах общины. Староста и его помощники избираются миром. Так же поступают при решении тяжбы между разными общинами, при разделе земли и раскладке податей. (Ибо обложению подлежит главным образом земля, а не человек. Правительство ведёт счёт только по числу душ; община пополняет недоимки в сборе податей по душам при помощи особой раскладки и принимает за податную единицу деятельного работника, т. е. работника, имеющего в своем пользовании землю.)
Староста обладает большой властью в отношении каждого члена в отдельности, но не над всей общиной; если община хоть сколько-нибудь единодушна, она может очень легко уравновесить власть старосты, принудить его даже отказаться от своей должности, если он не хочет подчиняться её воле. Круг его деятельности ограничивается, впрочем, исключительно административной областью; все вопросы, выходящие за пределы чисто полицейского характера, разрешаются либо в соответствии с действующими обычаями, либо советом стариков, либо, наконец, мирским сходом. Гакстгаузен допустил здесь большую ошибку, утверждая, что староста деспотически управляет общиной. Он может управлять деспотически только в том случае, если вся община стоит за него.
Эта ошибка привела Гакстгаузена к тому, что он увидел в старосте общины подобие императорской власти. Императорская власть, следствие московской централизации и петербургской реформы, не имеет противовеса, власть же старосты, как и в домосковский период, находится в зависимости от общины.
Необходимо ещё принять во внимание, что всякий русский, если он не горожанин и не дворянин, обязан быть приписан к общине и что число городских жителей, по отношению к сельскому населению, чрезвычайно ограничено. Большинство городских работников принадлежит к бедным сельским общинам, особенно к тем, у которых мало земли; но, как уже было сказано, они не утрачивают своих прав в общине; поэтому фабриканты бывают вынуждены платить работникам несколько более того, что тем могли бы приносить полевые работы.
Зачастую эти работники прибывают в города лишь на зиму, другие же остаются там годами; они объединя¬ются в большие работнические артели; это нечто вроде русской подвижной общины. Они переходят из города в город (все ремесла свободны в России), и число их часто достигает нескольких сотен, иногда даже тысячи; таковы, например, артели плотников и каменщиков в Петербурге и в Москве и ямщиков на больших дорогах. Заработком их ведают выборные, и он распределяется с общего согласия.
Прибавьте к этому, что треть крестьянства принадлежит дворянам. Помещичьи права - позорный бич, тяготеющий над частью русского народа,- тем более позорный, что они совершенно не узаконены и являются лишь следствием безнравственного соглашения с правительством, которое не только мирится со злоупотреблениями, но покровительствует им силой своих штыков. Однако это положение, несмотря на наглый произвол дворян-помещиков, не оказывает большого влияния на общину.
Помещик может ограничить своих крестьян минимальным количеством земли; он может выбрать для себя лучший участок; он может увеличить свои земельные владения и тем самым труд крестьянина; он может прибавить оброк, но он не вправе отказать крестьянину в достаточном земельном наделе, и если уж земля принадлежит общине, то она полностью остается в ее ведении, на тех же основаниях, что и свободная земля; помещик никогда не вмешивается в ее дела; были, впрочем, помещики, хотевшие ввести европейскую систему парцеллярного раздела земель и частную собственность.
Эти попытки исходили по большей части от дворян прибалтийских губерний; но все они проваливались и обыкновенно заканчивались убийством помещиков или поджогом их замков, - ибо таково национальное средство, к которому прибегает русский крестьянин, чтобы выразить свой протест. Иностранные переселенцы, напротив, часто принимали русские общинные установле¬ния. Уничтожить сельскую общину в России невозможно, если только правительство не решится сослать или казнить несколько миллионов человек...
Человек, привыкший во всем полагаться на общину, погибает, едва лишь отделится от неё; он слабеет, он не находит в себе ни силы, ни побуждений к деятельности: при малейшей опасности он спешит укрыться под защиту этой матери, которая держит, таким образом, своих детей в состоянии постоянного несовершеннолетия и требует от них пассивного послушания. В общине слишком мало движения; она не получает извне никакого толчка, который побуждал бы её к развитию,- в ней нет конкуренции, нет внутренней борьбы, создающей разнообразие и движение; предоставляя человеку его долю земли, она избавляет его от всяких забот.
Общинное устройство усыпляло русский народ, и сон этот становился с каждым днём всё более глубоким, пока, наконец, Петр I грубо не разбудил часть нации. Он искусственно вызвал нечто вроде борьбы и антагонизма, и именно в этом-то и заключалось провиденциальное назначение петербургского периода.
С течением времени этот антагонизм стал чем-то естественным. Какое счастье, что мы так мало спали; едва пробудившись, мы оказались лицом к лицу с Европой, и с самого начала наш естественный, полудикий образ жизни более соответствует идеалу, о котором мечтала Европа, чем жизненный уклад цивилизованного германо-романского мира; то, что является для Запада только надеждой, к которой устремлены его усилия,- для нас уже действительный факт, с которого мы начинаем; угнетенные императорским самодержавием,- мы идем навстречу социализму, как древние германцы, поклонявшиеся Тору или Одину, шли навстречу христианству.
Утверждают, что все дикие народы начинали с подобной же общины; что она достигла у германцев полного развития, но что всюду она вынуждена была исчезнуть с началом цивилизации. Из этого заключили, что та же участь ожидает русскую общину; но я не вижу причин, почему Россия должна непременно претерпеть все фазы европейского развития, не вижу я также, почему цивилизация будущего должна неизменно подчиняться тем же условиям существования, что и цивилизация прошлого.
Германская община пала, встретившись с двумя социальными идеями, совершенно противоположными общинной жизни: феодализмом и римским правом. Мы же, к счастью, являемся со своей общиной в эпоху, когда противообщинная цивилизация гибнет вследствие полной невозможности отделаться, в силу своих основных начал, от противоречия между правом личным и правом общественным. Почему же Россия должна лишиться, теперь своей сельской общины, если она сумела сберечь её в продолжение всего своего политического развития, если она сохранила её нетронутой под тягостным ярмом московского царизма, так же как под самодержавием - в европейском духе - императоров?
Ей гораздо легче отделаться от администрации, насильственно насажденной и совершенно не имеющей корней в народе, чем отказаться от общины; но утверждают, что вследствие постоянного раздела земель общинная жизнь найдёт свой естественный предел в приросте населения. Как ни серьезно на первый взгляд это возражение, чтоб его опровергнуть, достаточно указать, что России хватит земли ещё на целое столетие и что через сто лет жгучий вопрос о владении и собственности будет так или иначе разрешен. Более того. Освобождение помещичьих имений, возможность перехода из перенаселенной местности в малонаселенную, представляет также огромные ресурсы.
Многие, и среди них Гакстгаузен, утверждают, что, вследствие этой неустойчивости во владении землею, обработка почвы нисколько не совершенствуется; вре¬менный владелец земли, в погоне за одной лишь выгодой, которую он из нее извлекает, мало о ней заботится и не вкладывает в неё свой капитал; вполне возможно, что это так. Но агрономы-любители забывают, что улучшение земледелия при западной системе владения оставляет большую часть населения без куска хлеба, и я не думаю, чтобы растущее обогащение нескольких фермеров и развитие земледелия как искусства могли бы рассматриваться даже самой агрономией как достаточное возмещение за отчаянное положение, в котором находится изголодавшийся пролетариат.
Дух общинного строя уже давно проник во все области народной жизни в России. Каждый город, на свой лад, представлял собой общину; в нём собирались общие сходы, решавшие большинством голосов очередные вопросы; меньшинство либо соглашалось с большинством, либо, не подчиняясь, вступало с ним в борьбу; зачастую оно покидало город; бывали даже случаи, когда оно совершенно истреблялось...
Перед лицом Европы, силы которой за долгую жизнь истощились в борьбе, выступает народ, едва только начинающий жить и который, под внешней жёсткой корой царизма и империализма, вырос и развился, подобно кристаллам, нарастающим под геодом; кора московского царизма отпала, как только она сделалась бесполезной; кора же империализма ещё слабее прилегает к дереву.
Действительно, до сих пор русский народ совершенно не занимался вопросом о правительстве; вера его была верой ребёнка, покорность его - совершенно пассивной. Он сохранил лишь одну крепость, оставшуюся непри¬ступной в веках,- свою земельную общину, и в силу этого он находится ближе к социальной революции, чем к революции политической. Россия приходит к жизни как народ, последний в ряду других, ещё полный юности и деятельности, в эпоху, когда другие народы мечтают о покое; он появляется, гордый своей силой, в эпоху, когда другие народы чувствуют себя усталыми и на закате...» (А. И. Герцен. Собрание сочинений в 30 томах, т. 6, М., Изд-во АН СССР. 1955, стр. 200-203, 204-206, 220).
Герцену вторил Чернышевский. К числу наиболее значимых работ, явившимся существенным вкладом в развитие учения народничества об общине, как основе преобразования царской России в Россию социалистическую, минуя капиталистическую стадию развития, служит его работа «Критика философских предубеждений против общинного владения», опубликованная им в журнале «Современник» № 12 за 1858 год, где он, основываясь на диалектике Гегеля в части учения о триаде, согласно которой высшая стадия развития по форме сходна с его началом, на более, чем десяти примерах из различных областей естествознания и обществоведения доказывает противникам общины и сторонникам установления капитализма в России объективную возможность и научную обоснованность смены царизма социализмом, избегнув капитализм:
«Низшая форма религии, фетишизм, не знает вражды к иноверцам. Но другие языческие формы религии более или менее наклонны к преследованиям за веру. Грубые народы новой Европы также имели инквизицию. Только в последнее время европейская цивилизация достигла того высокого понятия, что преследование иноверцев противно учению Христа. Спрашивается теперь: когда какой-нибудь народ, погрязавший в грубом фетишизме, просвещается христианством, введёт ли он у себя инквизицию или может обойтись без нее? Надобно ли желать и можно ли надеяться, что у этого народа прямо водворится терпимость или он начнёт воздвигать костры, и эта средняя степень так необходима в его развитии, что напрасно и удерживать его от гонений на иноверцев?
Какой-нибудь народ, живущий в племенном быте, основные черты которого самоуправление (self-govemement) и федерация, принимает европейскую цивилизацию; спрашивается, примутся ли у него прямо высшие черты этой цивилизации, столь сродные его прежнему быту, или он неизбежно введёт у себя бюрократию и другие прелести XVII века?
Этот народ, не имея ни фабрик, ни заводов, не имел и понятия о протекционной системе; спрашивается, необходимо ли ему вводить у себя протекционизм, через который прошла и от которого отказалась европейская цивилизация?
Число таких вопросов можно было бы увеличить до бесконечности; но кажется, что и сделанных нами уже достаточно для получения полного убеждения в необходимости применять к явлениям общественной жизни все те выгоды, какие нашли мы прилагающимися к явлениям индивидуальной жизни и материальной природы. Не доверяя ни сообразительности, ни памяти противников общинного владения, мы повторим в третий раз эти выводы, чтобы хотя сколько-нибудь впечатлелись они в мысли этих ученых людей, и по правилу первоначального преподавания опять-таки к каждому выводу присоединим ссылку на ту черту факта, представителем которой служит вывод. Черты эти мы будем брать из последнего вопроса, для большей определительности применив его хоти к новозеландцам, с которыми нянчатся англичане {На север от Франции лежат два большие острова, которые вместе составляют Соединенное королевство Великобритании и Ирландии. Юго-восточная часть восточного острова называется, Англиею, а жители её -- англичанами. Новою Зеландией) называется группа из двух больших островов, лежащих не очень далеко от Новой Голландии, иначе называемой Австралиею. Противники общинного владения выказывали такую сообразительность, что мы считаем не лишним пояснить употребленные нами собственные имена.}.
1. Когда известное общественное явление в известном народе достигло высокой степени развития, ход его до этой степени в другом, отставшем народе может совершиться гораздо быстрее, нежели как совершался у передового народа. (Англичанам нужно было более нежели 1 500 лет цивилизованной жизни, чтобы достичь до системы свободной торговли. Новозеландцы, конечно, не потратят на это столько времени.
2. Это ускорение совершается через сближение отставшего народа с передовым. (Англичане приезжают в Новую Зеландию.)
3. Это ускорение состоит в том, что у отставшего народа развитие известного общественного явления благодаря влиянию передового народа прямо с низшей степени перескакивает на высшую, минуя средние степени. (Под влиянием англичан новозеландцы прямо от той свободной торговли, которая существует у дикарей, переходят к принятию политико-экономических понятий о том, что свободная торговля -- наилучшее средство к оживлению их промышленной деятельности, минуя протекционную систему, которая некогда казалась англичанам необходимостью для поддержки промышленной деятельности.)
4. При таком ускоренном ходе развития средние степени, пропускаемые жизнью народа, бывшего отсталым и пользующегося опытностью и наукою передового народа, достигают только теоретического бытия как логические моменты, не осуществляясь фактами действительности. (Новозеландцы только из книг будут знать о существований протекционной системы, а к делу она у них не будет применена.)
5. Если же эти средние степени достигают и реального осуществления, то разве только самого ничтожного по размеру и ещё более ничтожного по отношению к важности для практической жизни. (Люди с эксцентрическими наклонностями существуют и в Новой Зеландии, как повсюду; из них некоторым, вероятно, вздумается быть приверженцами протекционной системы; но таких людей будет один на тысячу или на десять тысяч человек в новозеландском обществе, и остальные будут называть их чудаками, а их мнение не будет иметь никакого веса при решении вопросов о заграничной торговле.)
Сколько нам кажется, эти выводы довольно просты и ясны, так что, может быть, не превысят разумения тех людей, для которых писана наша статья.
Итак, два печатные листа привели нас к двум заключениям, которые для читателя, сколько-нибудь знакомого с понятиями современной науки, достаточно было бы выразить в шести строках:
1. Высшая степень развития по форме совпадает с его началом.
2. Под влиянием высокого развития, которого известное явление общественной жизни достигло у передовых народов, это явление может у других народов развиваться очень быстро, подниматься с низшей степени прямо на высшую, минуя средние логические моменты.
Какой скудный результат рассуждений, занявших целые два печатные листа! Читатель, который не лишен хотя некоторой образованности и хотя некоторой сообразительности, скажет, что. довольно было просто высказать эти, основания, столь же несомненные до тривиальности, как, например, впадение Дуная в Черное море, Волги -- в Каспийское, холодный климат Шпицбергена, и жаркий климат острова Суматры и т. д. Доказывать подобные вещи в книге, назначенной для грамотных людей, неприлично.
Совершенно так. Доказывать и объяснять подобные истины неприлично. Но что же вы станете делать, когда отвергаются заключения, выводимые из этих истин, или когда вам сотни разе самодовольством повторяют, будто непобедимое возражение какую-нибудь дикую мысль, которая может держаться в голове только по забвению или незнанию какой-нибудь азбучной истины?
Например, вы говорите: "Общинное владение землею должно быть удержано в России". Вам с победоносною отвагою возражают: "Но общинное владение есть первобытная форма, а частная поземельная собственность явилась после, следовательно, она есть более высокая форма поземельных отношений". Помилосердуйте о себе, господа возражатели, помилосердуйте о своей ученой репутации: ведь именно потому, именно потому, именно потому, что общинное владение есть первобытная форма, и надобно думать, что высшему периоду развития поземельных отношений нельзя обойтись без этой формы.
О том, как сильно налегали противники общинного владения на первобытность его, мы уже говорили в начале статьи. Можно предполагать, что теперь они увидели, как странно поступали, и поймут, что та самая черта, которую они воображали свидетельствующею против общинного владения, чрезвычайно сильно свидетельствует за него. Но арсенал их философских возражений еще не истощен. Они с такою же силою налегают и на следующую мысль: "Какова бы ни была будущность общинного владения, хотя бы и справедливо было, что оно составляет форму поземельных отношений, свойственную периоду высшего развития, нежели тот, формою которого является частная собственность, все-таки не подлежит сомнению, что частная собственность составляет средний момент развития между этими двумя периодами общинного владения; от первого перейти к третьему нельзя, не прошедши [через] второе. Итак, Напрасно думают русские приверженцы общинного владения, что оно может быть удержано в России. Россия должна пройти через период частной поземельной собственности, которая представляется неизбежным средним звеном".
Этот силлогизм постоянно следовал за их фразами о первобытности как черте, свидетельствующей против общинного владения. Он также выставлялся непобедимым аргументом против нас. Теперь люди, прибегавшие к нему, могут судить сами о том, до какой степени он сообразен с фактами и здравым смыслом» (Чернышевский Н.Г. Соч. В 2-х томах. Т. 1, стр. 638-641).
Продолжение следует...