Системный подход к современному конституционному творчеству
Проблемы совершенствования законодательства всегда имели и имеют важное значение, так как от него зависят как эффективность хозяйственно-экономических процессов, так и социальное благополучие населения в государстве. Кроме идеологической направленности законотворческого процесса, существенное значение для обеспечения его эффективности имеют методологические и технические принципы его реализации. Современный уровень развития системологии и вычислительной техники открывают новые подходы к конструированию и моделированию сложных социальных и экономических процессов в обществе. В настоящей статье рассматриваются некоторые аспекты применения таких подходов в конституционных и законотворческих процессах.
Законотворческой деятельности издревле была присуща эмпирическая основа. Самые древние своды законов, дошедшие до настоящего времени, содержат предписания для разрешения различных бытовых и социальных конфликтов. Таковы, например, законы Ур-Намму, основателя 3-й династии Ура (2112-2094 гг до н.э.), законы вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750гг до н.э.) и другие юридические тексты Древней Месопатамии и Древнего Египта. Второй важной особенностью этой деятельности является историческая и международная преемственность в использовании как законодательных идей, так и форм их представления.
Политические и законотворческие идеи, выработанные в странах Древнего Востока и Древнего Египта , оказали существенное влияние на политическую мысль и законотворчество Древней Греции (8 – 2 вв до н.э.). Политические, социальные и законотворческие идеи и понятия Древней Греции были полностью заимствованы Древним Римом (5 – 1 вв до н.э.) и получили в нем еще более масштабное и всестороннее развитие. Все законотворческие достижения Древнего Рима, а также вся совокупность его юридических понятий и определений стали теоретическим базисом последующего законотворческого процесса в Европе, начиная от Средневековья и до настоящего времени. Одним из наиболее известных примеров проявления древнеримской юридической традиции в Европе является Французский гражданский кодекс, разработанный под руководством Наполеона в 1804 году на основе принципов римского права. Этот кодекс стал образцом для создания аналогичных законодательных документов в целом ряде других европейских государств.
Современные методы конституционного и законодательного творчества остаются практически неизменными: конституции создаются по известным образцам, а законы – по принципу «затыкания дыр». Всё это приводит к тому, что принимаемые законы и подзаконные акты не имеют достаточных согласований со всеми уже действующими законами. В результате между ними возникают различные противоречия и неопределенности. Для устранения таких коллизий принимаются дополнительные законы, которые, в свою очередь, устраняя одни противоречия, создают другие. Всё это ведет к постепенному формированию такого множества юридических документов, которое становится настолько трудно обозримым, что полное осуществление согласовательных процессов между ними оказывается практически невозможным.
В то же время достижения научно-технического прогресса открывают принципиально новые возможности для конституционного и законодательного творчества, позволяющие в полной мере использовать в нем мощные потенциалы современной системологии и вычислительной техники. Для их реализации требуются конструктивные и в достаточной мере формализованные постановки законотворческих задач. Прежде всего должно быть принято четкое смысловое определение понятия «конституция государства».
С учетом известного мирового исторического опыта законотворчества, в том числе и конституционного, можно использовать следующее определение: конституция (от латинского – устройство) – это основной закон государства, являющийся юридическим выражением временного и приближенного теоретико-правового решения проблемы совместного существования некоторого множества людей (составляющих государство) в определенных временных и пространственных условиях, признанного и принятого влиятельной частью членов этого множества на определенном этапе его развития.
Приведенное определение позволяет выявить основные ключевые компоненты, связанные с конституционным творчеством. Прежде всего, создание конституции возможно только при наличии решения проблемы совместного существования данного множества людей. Такое решение всегда является неполным и приближенным, так как задачу полного согласования практически необозримого множества интересов членов общества и их групп в настоящее время можно считать неразрешимой. Ценными являются такие приближенные решения, которые в наибольшей мере обеспечивают относительно благоприятные условия для существования и развития как всего общества, так и всех его членов.
Когда рассматриваемое приближенное «решение проблемы» получено, возникает задача отображения этого решения в виде системы юридических норм и законов, определяющих семантическое содержание конституции.
Конституция может быть принята только в том случае, если она признана влиятельной частью общества. Влиятельной частью общества на различных этапах его развития может быть: отдельная личность (например, монарх), господствующая группа членов общества (олигархия, кланы и т.п.), господствующий в обществе класс (или классы) и, наконец, все члены общества (при демократических формах государственности.
Из приведенного анализа определения конституции государства следует один главный вывод, заключающийся в том, что для разработки конституции должно быть получено некоторое приближенное решение проблемы совместного проживания того множества людей, которое образует население государства. Однако, чтобы находить решение проблемы, необходимо иметь её формулировку, её смысловое содержание.
Таким образом выявляется задача постановки рассматриваемой проблемы, которую для краткости можно назвать конституционной. Сущность данной проблемы определяется функциональной многомерностью, объективно присущей тому множеству людей, для которых должна быть разработана конституция. Это «множество» является: этнической общностью, государством, социальным обществом, хозяйственно-культурной производительной системой, совокупностью потребителей, биологической популяцией. Каждая из перечисленных сущностных ролей населения государства определяет в значительной мере автономный вектор его существования, подчиняющийся своим объективным законам. Так, функционирование общности как государства определяется законами теории управления, регулирования и саморегулирования сложных систем. Эти законы требуют наличия соответствующих структур, каналов информации, иерархичности, наличия прямых и обратных связей и т.д. Проявление населения как общества определяется этическими законами морали и нравственности, религиозными канонами, законами социальной психологии. Население , рассматриваемое как хозяйственно-культурная производительная система, должна действовать сообразно законам экономики, техники, экологии и ряда других.
Население, выступающее в каждой из рассмотренных ролей (ипостасей), имеет свои различные специфические интересы. Эти интересы получают соответствующее удовлетворение, если соблюдаются требования (или предписания) перечисленных групп объективных законов. Так, например, если государственная система будет построена с нарушением законов теории управления, она будет неэффективна или вообще дисфункциональна. В этом случае интересы общности как государства не будут удовлетворены. Несоблюдение экономических законов репрессирует интересы хозяйственно-культурной производительной системы и снижает её эффективность. Игнорирование законов генетики популяций может привести к ослаблению и, даже, к деградации популяции и т.д. В целом благоприятные условия существования этнической общности (населения государства) будут обеспечены в том случае, когда удовлетворяются интересы каждой её роли (ипостаси) на основе соблюдения требований соответствующих групп объективных законов.
Так определяется структурная многомерность конституционной проблемы. Конкретно это проявляется в том, что перечисленные пять функциональных аспектов этнической общности, если их представить в виде формально-логической модели, образуют в пространстве связку разнонаправленных векторов.
Учитывая то, что в каждый конкретный период своего существования общность имеет в себе некоторый (ограниченный) потенциал созидательной энергетики, она должна некоторым образом распределить этот потенциал между рассматриваемыми пятью векторами. Возможны различные варианты такого распределения. С этой точки зрения можно рассматривать различные модели одной и той же общности, например: общность с доминированием функции государственной системы (тоталитарные и этатические модели); общность с доминированием общественных институтов (либерально-демократические модели); общность с доминированием хозяйственно-производственной функции (модели «потребительского общества»); общность с доминированием популяционных процессов (модели, обеспечивающие высокие темпы прироста населения). Это примеры моделей по доминированию одного из функциональных аспектов общности. Можно рассматривать множество других моделей (с доминированием двух или трех функций, с пропорциональными соотношениями функций и т.п.). В формальном отношении каждая из таких моделей может быть основой для разработки соответствующей конституционной концепции.
Таким образом, решение конституционной проблемы в общем виде заключается в нахождении приемлемого варианта модели, определяющей параметры соотношений функциональных аспектов этнической общности. Однако это только первое направление при решении конституционной проблемы. Второе направление связано с необходимостью учитывать наличие в этнической общности различных видов субъектов взаимоотношений. С определенной степенью упрощения моно принять для примера три уровня таких субъектов: отдельные члены общности, группы членов общности и общность в целом [см.Уваров Е.П., Вишневский А.С. Модель государства нового типа для условий глобализации и перспективы развития системы расселения. Луганск: Изд. ВНУ им. В.Даля, 2005г.,с.92].
В результате получается таблица (см. табл.), определяющая полную совокупность видов субъектов взаимоотношений в этнической общности, интересы которых должны быть сбалансированы при решении конституционной проблемы, а в ней 15 видов субъектов взаимоотношений. Формализованной укрупнённой моделью взаимоотношений между этими видами субъектов может служить граф (графическая модель), в котором каждый из 15 элементов (видов субъектов) соединен двойной связью со всеми остальными (14-ю) элементами. Одна связь определяет потенциал и масштаб ограничения интересов другого элемента со стороны данного, вторая – наоборот, потенциал и масштаб ограничения интересов данного элемента интересами другого.
Каждая связь между элементами графа обозначает в свернутом виде некоторую таблицу, содержание которой определяет номенклатуру притязаний интересов одного элемента на интересы другого, их количественные или качественные параметры, а также показатели их обоснованности. Наполнение конкретным содержанием всех таких таблиц является подготовительной работой для последующего решения основных задач по получению сбалансированных соотношений между интересами субъектов взаимоотношений всех видов в этнической общности. Полученные балансы интересов и будут определять права и обязанности каждого субъекта взаимоотношений.
Так как каждый из 15 видов субъектов взаимоотношений, являющихся в рассматриваемой модели элементами, может содержать несколько (десятки) подвидов, а подвиды – типов субъектов и т.д., то общий объём задачи, связанной с развертыванием и конкретизацией модели (графа), оказывается весьма значительным. Но в принципе, задача ограничена и в достаточной мере обозрима; с помощью современной вычислительной техники в практически приемлемые сроки можно получать различные варианты её решения.
Выбор общей функциональной модели этнической общности должен осуществляться с учетом актуальности различных проблем её существования. С каждой функцией связаны соответствующие комплексы проблем: с функцией государства – проблемы управления в общности; с функцией общества – проблемы выявления перспектив и направлений развития; с хозяйственно-культурной функцией – проблемы производства; с функцией сообщества потребителей – проблемы обеспечения потребителей; с функцией популяции – проблемы воспроизводства населения. При наличии в общности особой актуальности некоторых проблем может быть принята модель с доминированием соответствующей функции. В процессе развития общности её функциональная модель может быть изменена с перераспределением доминирования функций.
Конституционные нормативы внешних международных взаимоотношений государства должны проектироваться аналогично рассмотренным принципам, то есть с учетом всех функциональных ролей населения государства.
Соответственно такой новой теоретической основе законотворчества изменится и его технология. Вся совокупность законодательных актов, их номенклатура, границы и содержание будут определяться как составные элементы генеральной структуры законосодержащего пространства, определяемой конституционной доктриной. Поэтому разработка законов или их комплектов будет осуществляться не по усмотрению и инициативе отдельных исполнителей, имеющих право законодательной инициативы, а на основе системной необходимости и структурной определенности их номенклатуры. Высший орган законодательной власти государства должен будет решать генеральные вопросы конституционной концепции, общей структуры конституционного и законодательного пространства и распределять среди соответствующих научно-исследовательских организаций заказы на разработку законов в соответствии с их номенклатурой, установленной в перспективной программе развития законодательной системы.